finogeev__svetskyjcom__fc
  • Светский:

    Что? Где? Когда?

  • Новое в блогах:

    КБ Дзержинск

  • Культура:

    Театральный блог

  • Отдых:

    По миру

ПЕТР ЗАСУХИН: «ИРОНИЯ В МОИХ РАБОТАХ ПРИСУТСТВУЕТ ВСЕГДА»

IMG 2184
Его ироничные, красочные работы, имеющие собственный стиль и почерк, всегда привлекают внимание и провоцируют на обсуждение. Петр Засухин, художник-абстракционист, ждет от своего зрителя не просто созерцания, а сотворчества, ведь его художественное пространство наполнено аллюзиями и образностью, эмоциональностью и живым цветом. В сегодняшнем интервью мы попадем в мастерскую художника и узнаем, «из какого сора» рождаются его картины.
 
Петр, откуда вы родом?
–?Родился я в нашем Дзержинске в том доме, где сейчас и живу. Более того, моя мама тоже родилась в этом же доме. Одно время мы переехали в другой район, но потом вернулись. Поэтому большинство воспоминаний связано со старой частью города, с этими двухэтажными домиками, домом со шпилем. Любили мы ходить на Оку дальше затона…
 
Если бы вам предложили нарисовать образ нашего города, то какие цвета в
картине превалировали бы?IMG 2135
–?Это зависело бы от моего настроения в тот момент, когда я начал бы работу. Это могут быть как охристо-золотистые тона, так и сине-голубая холодная гамма. Я ведь не художник-реалист, чаще всего все образы я достаю из своей головы, это не подсмотренные, а придуманные герои и ситуации.
 
С чего все началось? Когда вы начали свою творческую деятельность?
–?Рисовал я с детства, но это, конечно, было неосознанное творчество. Я ведь не учился в художественной школе. Только к седьмому классу эта идея возникла, но я уже понял, что не успею к окончанию школы закончить художку, и не пошел. Уроки рисования я тоже не особенно любил, они казались скучными. А вот оформлять стенгазеты в пионерском лагере мне очень нравилось! А потом, в армии, я уже был художником, была даже своя мастерская, там занимался опять?таки оформительской работой. Тогда же стал рисовать что?то уже осмысленно.
 
Увлекаетесь ли вы еще чем?нибудь, кроме художественного творчества? 
–?И книги, и театр – это безусловный мой интерес. Театр я очень люблю. В институте был в студенческом театре и художником, и актером. Мы ставили спектакли, было все очень серьезно. А еще КВН и за факультет, и за команду института. Может быть, поэтому часто мои работы ироничны и даже тема тут неважна, может быть и религиозная, и бытовая.
 
IMG 2137 А вы не боитесь юморить на религиозные темы?
 –?У меня были какие?то карикатуры на эту тему, но я никого не обижаю. Тут  важно чувствовать грань, чтобы не затронуть то, что не нужно. Скабрезничать по  поводу вероисповедания незачем. Вот есть у меня образы Адама и Евы, они  изображены, в отличие от традиционного представления, такими полными и  довольными. Но это ведь нисколько не обидно, это не насмешка, это образное  восприятие райского изобилия и благополучия. Кому?то это не нравится, но я  ведь написал не икону, а картину. Очень многое ведь зависит от восприятия  зрителя. А скульптура ангела, которая в интернете вызвала много споров, просто  пока не нашла своего места, где была бы максимально уместна и смотрелась  именно так, как задумывалась. Тех, кому не нравится ее внешний вид, я  спрашиваю: «А вы что, лично общались с ангелами, чтобы точно знать, как именно  они выглядят?»
 
 Кто вам интересен из современных художников?
 –?Был у меня период увлечения Модельяни. А сейчас огромное количество  авторов в Интернете, множество групп, сообществ, все разные и везде находишь  тех, кто чем?то близок по цвету или образам. Наслаждаюсь мощными работами  художников- реалистов, восхищаюсь ими, сам я не так вижу мир, но мы все делимся работами, обсуждаем их. Такое общение с собратьями по кисти интересно и плодотворно, это подпитывает, обогащает.
 
Петр, а на заказ рисуете?
–?Да, конечно, такое бывает. Но, так как я мало и редко делаю портреты, заказывают, как правило, цветы и букеты. При этом мои цветы не срисованы, а придуманы, таких и в природе?то не растет. Иногда бывает, что заказчик вмешивается в работу, просит определенный цвет, фон. Это сложная работа, ведь готовую человек видит и понимает – нравится или нет, а перед заказом уже есть у него какие?то свои ожидания. Но тут надо понимать, что даже работа на заказ будет выполнена в манере и стиле именно этого художника. Вот сейчас я рисую для одного человека ангела, он попросил только, чтобы картина была определенного размера, а по поводу самого изображения не думаю, что возникнут вопросы, потому что он видел и знает мою манеру письма, характер моих картин.
 
Расскажите про серию ваших картин к году Обезьяны.IMG 2197
–?Так, смотришь на обезьяну и думаешь, неужели мы от них произошли? Один мой нижегородский товарищ-галерист предложил  сделать серию картин к году Обезьяны. Он всегда придумывает что?то необычное, а тут вспомнил, что у меня есть уже работы с обезьяной, и предложил их дополнить и сделать выставку. Параллельно с этой экспозицией будет еще одна совершенно новая в галерее «Футур» на Рождественской. Еще была выставка «Эффект камео» с работами художников, в которые они вписали сами себя среди других персонажей картины. Я вот, например, в одной своей картине запечатлился в образе собаки. Получилось вполне узнаваемо.
 
Иногда хорошие идеи приходят извне, а что вас еще вдохновляет к работе?
–?Когда приходишь в мастерскую, начинаешь что?то перекладывать, смотреть, листать… Образы черпаются совершенно из разных источников на улице, в транспорте. Вдруг что?то возникает в голове, наслаивается одно на другое, и мелькает идея. Я записываю какие?то мысли, делаю быстрые эскизы, а потом, просматривая блокноты, уже расширяю и дорабатываю, по?разному переворачиваю. Из одной идеи может получиться несколько образов для картин.
 
Сколько времени может занять картина?
–?Конечно, по?разному. Одну работу, точно помню, сделал за ночь. Начал вечером, и к утру она была готова. А некоторые вещи довольно долгие, потому что процесс зависит еще и от того, как сохнет краска. Если я делаю работу многослойную, то картина проявляется постепенно.
 
Какие материалы еще используете?
–?Много разных. Если живопись, то – масляные краски, если графика, то – и акварель, и гуашь, и акрил, а сверху может быть пастель масляная или сухая. Использую цветную тушь. Техник в графике очень много, они позволяют использовать множество разнообразных материалов для нужного эффекта. Есть у меня и скульптурные работы из проволоки, из дерева и из мягкого камня, который обрабатывается ножом и стамеской. И тут тоже характер работы зависит от материала. А вот ирония в моих работах присутствует всегда. У всех моих зверей очень очеловеченные лица. Этот прием имеет древние корни, еще в Египте изображали богов в виде животных. Когда знаешь историю искусств, и видишь артефакты, то понимаешь, что звери и люди всегда были тесно связаны в живописи.
 
IMG 2143 Может ли художник существовать и творить автономно, без классического  образования либо без самообразования? Без той же истории искусств?
 –?Кто?то учится, кому?то хватает самообразования. Но оно необходимо. Обучение  в художественных школах при всех достоинствах порой ученика ломает, и он что?то  теряет из своей индивидуальности. Это, конечно, зависит от каждого конкретного  человека, но в определенные рамки там заключают. К тому же не всегда процесс  обучения живописи бывает интересным, часто на занятиях скучно и того, что  связано с полетом фантазии, гораздо меньше. На мой взгляд, можно чуть изменить  программу, чтобы было больше свободного творчества. Это во многом зависит и от  конкретного преподавателя, его способах ведения уроков.
 
 Как вы реагируете, если работа не получается, не идет? Расстраиваетесь,  нервничаете?
 –?Часто я работаю над несколькими картинами сразу. Они могут стоять на  подрамниках в мастерской, если одна стопорится, отхожу к другой. Какое?то время  картина может пережидать, ждет, когда я ее доделаю. Это не я такой  многостаночник, это своего рода переключение внимания, а в результате удается  или доделать начатое, или вовсе приходит новая идея.
 
Некоторые художники считают, что работы должны быть красиво развешены, быть перед глазами, другие ставят готовые за шкаф или просто у стены. Как вы относитесь к своим работам?
–?Поскольку мастерская у меня большая, имеется возможность их развесить. Это удобно и для меня, и для тех, кто приходит посмотреть, купить. В принципе, дело идет к тому, что я планирую проводить выставки прямо в мастерской, чтобы люди видели картины именно там, где они созданы. Это более интересно, чем выставка, ведь зрителя пускают в закрома. Можно попить чаю и обсудить работы с автором, прицениться или сразу же что?то приобрести.
 
Есть ли у вас любимая картина, которую никогда никому не продадите, не отдадите?
–?Я как?то, помню, сказал подобную фразу про какую?то из картин, а товарищ мне возразил: «Нет, Петя, это просто цену достойную не предлагают». И в этих словах есть доля истины (улыбается,– примеч. автора). Порой работу жалко отдавать, потому что люди хотят получить эксклюзив, уникальную работу, в которую вложена душа и труд, по цене ниже отпечатанного в типографии многомилионного ширпотреба из магазина подарков. Это странно и вызывает недоумение.
 
Что такое успех для художника? Максимальное самовыражение? Коммерческая прибыль? Известность?IMG 2149
–?Очень ценно, когда мастера-художники, мнение которых ты ценишь и уважаешь, положительно оценивают твое творчество. Для меня это и есть выражение успешности в работе и творчестве. Ведь настоящие мастера заметят все нюансы работы, какие?то недоработки или, наоборот, находки, удачи и дадут объективную оценку, не будут льстить и просто так хвалить.
 
Как вы отдыхаете?
–?Если есть свободное время, люблю бывать на природе, гулять по лесу или хотя бы парку, побыть на реке Оке или Осовце, подышать воздухом. Конечно, выставки, театр, музеи, даже просмотр хорошего кино тоже отдых. Вот недавно нашел в Интернете английский черно-белый послевоенный фильм. В нем главный персонаж – актер театра пантомимы Пьеро, а он в моих работах частый, повторяющийся образ, поэтому фильм оказался мне очень близок. Есть у меня и книга про французского актера XIX века Гаспара Дебюро, о котором был этот фильм.
 
Петр, какие три качества должны быть в человеке, чтобы он стал вашим другом?
–?Доброта, ум и чтобы был какой?то интерес в жизни, потому что, когда человек живет чем?то, интересуется, есть у него дело жизни, тогда он совершенно становится другим – наполненным, ценным.
 
 
Интервью: Наталья Курганская, фото: Владимир Хруполин
 
cs-nsk

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить