idei
  • Светский:

    Что? Где? Когда?

  • Новое в блогах:

    КБ Дзержинск

  • Культура:

    Театральный блог

  • Отдых:

    По миру

Юрий Клековкин: «ЕСТЬ РЕМЕСЛЕННИКИ, А ЕСТЬ ФОТОХУДОЖНИКИ...»

Он всегда находится «по ту сторону фотографии». Иногда, глядя на работы фотографов,  задумываешься, что же таится в душе  фотохудожника, когда щелкает затвор его аппарата... Наш герой считает, что настоящий фотохудожник снимает сердцем и душой, а фотоаппарат – это лишь техника, которая ему в этом помогает. Как инженер-металлург по обогащению золота и алмазов стал профессионалом фотографического искусства?  Об умении видеть, о предпочтениях и тонкостях своей работы  «СВЕТСКОМУ» рассказал член Союза фотохудожников России Юрий Клековкин. 

 

Юрий Леонидович, вы родом из Дзержинска?

– Да, Дзержинск для меня родной город. Родился я в 1955 году, окончил среднюю школу № 24. После школы служил в стройбате каменщиком во Владимире. Уже после армии, отучившись на подготовительном отделении, поступил в Московский институт стали и сплавов на достаточно редкую специальность – инженер-металлург по обогащению золота и алмазов.

 

Не только редкая, но и интересная… Работали ли по специальности? Наверное, не в наших широтах?

– Совершенно верно. Еще когда был студентом, практика у меня была по всему Советскому Союзу: Казахстан, Дальний Восток, Кабардино-Балкария, Украина. После окончания института меня распределили в Магаданскую область, на рудник им. Матросова – это 400 км от Магадана, рядом с полюсом холода. К тому времени я уже был женат, так что поехал туда с семьей, с маленькой дочкой. Работал мастером – сдавал государству самородное золото, а позже, переехав в Магадан, уже на должности инженера-проектировщика разрабатывал аппараты для извлечения золота. Работал в знаменитом институте «Дальстройпроект». Вернулся в Дзержинск уже с рождением сына.

 

 14Наверное, с детства мечтали добывать золото?

– Вовсе нет. В детстве я очень увлекался чтением детективов, поэтому мечтал стать криминалистом. Представлял, как буду выезжать на места преступлений и с легкостью находить улики. Но все сложилось по‑другому…

 

Была ли фотография вашим детским или юношеским увлечением?

– Нет, ведь, чтобы увлекаться фотографией в те годы, нужен был неплохой аппарат, у меня его в детские и юношеские годы не было. Я увлекался лыжами, немного радиотехникой.

 

Когда же и как вы пришли в мир фотографии?

– Начал фотографировать с рождением дочери, старался запечатлеть все радостные моменты роста малышки. Но серьезно увлекся художественной фотографией уже в Магадане. В городе существовал фотоклуб «МАГАДАН», я стал посещать заседания и участвовать в выставках. В Магадане у нас была комната на троих, но по ночам я умудрялся печатать не только черно-белые фото, но и цветные. Сам проявлял слайды. До сих пор поддерживаю связь с магаданскими друзьями.

 

Какой у вас был первый фотоаппарат?

– В Москве, в Детском мире, купил «Зенит», как сейчас помню, стоил он 110 рублей. Столько было радости! Он у меня до сих пор лежит как память, показываю ученикам… А в Магадане уже сменил «Зенит» на Nikon, надежная была камера – не боится морозов! Как раз по метеоусловиям Крайнего Севера.

 

После Магадана ваша трудовая деятельность всегда была связана с фотоискусством? Как развивалась карьера фотографа?

– Я бы сказал, параллельно. Работая в НИИ научным сотрудником, работал и фотографом. Делал стенгазеты и украшал своими фото. Во время перестройки научные работники стали не нужны – институт развалился, и я решил попробовать себя в фотобизнесе. В ТД «Аленка» была закуплена минифотолаборатория KONIKA, там я работал руководителем фотослужбы. Была фотостудия, сеть магазинов с фототоварами и печать фотографий.

 

13Как часто устраиваете свои выставки?

– Как переехал в Дзержинск из Магадана, выставки были постоянно. В городе существовал фото-клуб «Дзержинец», председателем которого был А. Усов. Познакомился с ребятами, стали организовывать фотовыставки, конкурсы, были поездки по городам России. В основном занимались черно-белой печатью. В этот период и был наработан багаж для вступления в Союз фотохудожников России и в Международную федерацию фотоискусства FIAP.

 

Юрий Леонидович, сколько лет самой старой вашей фотографии, которая сегодня участвует в выставках. Что на ней изображено?

– Фотоснимку 31 год! Это первая фотография, которая прошла на международном конкурсе в Югославии. Называется «Запасные игроки». На ней запечатлены мальчишки на нашем стадионе «ХИМИК» – стоят под дождем и ждут своего часа…

 

На ваш взгляд, какая главная цель фотографии?

– Содержательно и эмоционально рассказать о событии. Причем, у фотографии должно быть только название, никаких комментариев!

 

Что для вас значит – хорошая фотография?

– Это фотография, которая останавливает и заставляет задуматься или удивить… Та, что цепляет, на которую смотришь и задумываешься о чем‑то большем, чем просто о плоской красивой картинке перед глазами, она непременно должна быть со смыслом.

 1

Вы больше любите цветные или черно-белые фотографии?

– Для меня и черно-белые, и цветные фото одинаково хороши. Но черно-белые фотографии, на мой взгляд, более эмоциональны… и более сложны! Иногда только в процессе обработки можно заметить, что черно-белое фото выгоднее смотрится. Но когда автор делает один и тот же кадр цветным и черно-белым и выставляет оба на публику, это говорит о том, что человек не уверен в себе как фотограф.

 

Где вам больше нравится снимать: в студии, на улице, на природе? И почему?

– В студии скучновато и много штампов, сложно удивить… Лично я всегда предпочитаю обстановки, где есть интересный свет. Как правило, это снаружи: на улице, на природе. Еще многое зависит от окружающей обстановки, какие предметы попадают в кадр и т. д. Собираясь снимать, никогда не знаешь, какие возможности тебе принесет та или иная съемка. Импровизацию и спонтанность еще никто не отменял!

 

В каком жанре фотографии вам нравится работать?

– Во многих! Это и репортаж, и спорт, и пейзаж, также фотоохота, жанровый портрет, макро…

 

Какой снимок вы считаете качественным?

– Качественным считаю снимок, который отвечает всем требованиям фото. Это свет, цвет, тон, резкость, композиция и содержание. Но самое важное, как я уже говорил, надо, чтобы снимок остановил зрителя… И тогда уже неважен набор требований!

 

Юрий Леонидович, были ли у вас когда экстремальные съемки?

– Да! Это была экспедиция от Русского Географического Общества, я участвовал в ней как фотограф. Кроме меня, был видеооператор, гляциолог, инструктор по туризму, врач и спонсор из ФРГ. Тогда я провел с мая по август на плато Путорана, захватив все четыре сезона этого края. Это, так сказать, «белое пятно» на земле, недалеко от Норильска. Мы прилетели на вертолете с Норильска на первую нашу стоянку, кругом зима, хотя улетали из цветущей Москвы. Спали в палатках, в спальных мешках, готовили на костре. В общем, условия были не из лучших, и съемки всегда были экстремальные. Через 2‑3 недели прилетал вертолет и перебрасывал нашу команду на новое место. Было семь бортов. Но было, конечно, интересно, была и охота на зверей, и рыбалка на хариуса, собирали ягоды и грибы. Потом был выпущен фотоальбом. Природа плато Путорана – это те снимки, которыми я горжусь!

 

5   4   12

 

2Как вы относитесь к критике?

– Положительно – ведь она учит. Критика важна, но она должны быть конструктивной. Такая критика дает возможность расти. Стараюсь прислушиваться к ней.

 

Что для вас является источником вдохновения?

– Новые места, новая техника, новые люди…

 

Сегодня фотография стала популярным развлечением, и уже не воспринимается большинством людей как искусство. По вашему мнению, профессиональный фотограф – кто это?

– Действительно, сегодня есть много людей, которые на протяжении долгого времени и довольно успешно зарабатывают на фотографии, но профессионалами, по сути, не являются. Это ремесленники, которые, достигнув определенного уровня, благополучно на нем остановились, поняв, что этого достаточно, чтобы нормально зарабатывать. И дальше двигаться нет смысла. Я считаю, профессионал – это не тот человек, который занимается фотографией, зарабатывает на ней или увлекается фотосъемкой. Это человек, который живет фотографией, почти все, что он делает, так или иначе связано с фотографией. Он глобально понимает суть проделываемой им работы, ища в ней мощный духовный и художественный смысл. Поэтому есть ремесленники, а есть фотохудожники…

 

На ваш взгляд, есть ли предел совершенства у фотографа?

– Считаю, что нет. Фототехника развивается семимильными шагами, вроде и фотографировать стало проще, а хороших фотографов, увы, не прибавилось! Ведь настоящий фотохудожник снимает сердцем и душой, а фотоаппарат – это лишь техника, которая ему помогает.

 

6

Есть ли у вас собственный почерк в работах?

– Видимо, есть, друзья-фотографы узнают.

 

Юрий Леонидович, вы являетесь членом Союза фотохудожников России. Дает ли вам что это членство?

– Прежде всего, общение, выставки, конкурсы, совместные поездки. Побывали у коллег во Франции, в Италии, в Испании, принимали иностранных коллег у себя. Сейчас я участвую в приеме новых членов в Союз фотохудожников в Нижегородском отделении.

 

Вы имеете международные звания фотохудожника. Что это за звания, за что присуждались?

– Есть такая международная федерация фотоискусства FIAP. Я имею два звания: AFIAP и EFIAP. Эти звания присуждаются за участие в международных фотовыставках по всему миру с присуждением наград в течение нескольких лет, затем собирается досье фотографа, отсылается в международное жюри, и там уже решают, достоин ли ты звания.

 

Чем, помимо фотографии, увлекаетесь?

– Путешествую. Вот начал преподавать в фотошколе ATMOSPHERE и на Станции юных техников.

 

Так или иначе, опять же все связано с фотографией. И какое напутствие вы даете начинающим фотографам?

– Учу ребят осваивать технику фотографии, а самое главное – умению видеть!

 

3   7   89 11

 

10

Наверняка и отдыхаете всегда с фотоаппаратом в руках?

– Да, аппарат всегда со мной! И неважно – где и что – всегда есть, что показать людям!

 

Дети не пошли по стопам отца?

– Сын увлекается фотографией, я и ему, и дочери подарил аппараты Nikon.

 

Есть ли семейные традиции?

– Наверное, как у всех, совместные дни рождения, поездки и праздники…

 

Юрий Леонидович, есть ли у вас съемка мечты, и что для ее осуществления необходимо?

– Хочу отправиться в кругосветное путешествие… Для этого не хватает только денег!

 

      

                                                             

Интервью: Татьяна Франтова,

фото: Павел Лунев и личный архив Юрия Клековкина

 

 

 

cs-nsk

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить